Характерные особенности современного панисламизма

     Хотя панисламисты противопоставляют «региональной узости» «интернациональный дух» теории мусульманского братства, на деле этот лозунг часто скрывает гегемонистские устремления правящих кругов отдельных мусульманских государств. Так, в начальный период панисламистского движения с притязаниями на господство в мусульманском мире выступала Турция; в период после второй мировой войны и в настоящее время — Пакистан и Саудовская Аравия. После антишахской революции в Иране 1978—1979 годов на лидирующие позиции в исламском мире претендует шиитское духовенство во главе с Хомейни.

Идеологи панисламизма в последнее время уже не могут не учитывать те изменения, которые происходят в настроениях масс, особенно мелкой буржуазии развивающихся стран, на чью поддержку они все более рассчитывают. Однако стержнем идеологии панисламизма остается доведенная до крайности идея исключительности ислама, религиозный фанатизм.

     Для современного панисламизма характерны: отказ от всех форм ограничения частного предпринимательства; защита принципов главенства духовной власти над политической, основывающихся на стремлении обосновать и утвердить доминирующие позиции мусульманского духовенства в государстве; защита тезиса о единстве религии и политики; воинственные нападки на теорию и практику секуляризма. Все эти исходные начала панисламизма преподносятся его апологетами в виде различных концепций, в том числе под окраской «исламского социализма». При этом одно из главных их предназначений — это борьба против коммунистических идей, которые все больше становятся притягательными для широких масс трудящихся мусульманского мира.

image