Всемирное исламское государство

     В конце 70 — начале 80-х годов в отдельных мусульманских странах вновь окрепла идея создания «всемирного исламского государства», которая затем получила широкое распространение. Возрождение этой идеи было связано в основном с революционными событиями в Иране. Характерно отметить, что «всемирное исламское государство» преподносится ныне либо как «третья политическая сила» («третья мировая социальная теория» главы Ливии Каддафи), либо как «третья сверхдержава мира», концепцию которой выдвинул Хомейни. Во всех случаях подчеркивается отличие международного объединения, основанного на исламе, как от империалистических союзов, имеющих антимусульманскую направленность, так и от социалистического содружества, являющегося на самом деле верным другом мусульманских народов, особенно тех, кто стал объектом империалистической агрессии.

     Концепция «всемирного исламского государства» фактически не отрицает особенностей национализма отдельных мусульманских народов, одновременно предусматривая те или иные формы объединения независимых мусульманских государств. По мысли сторонников этой концепции, должна быть создана прежде всего всемирная исламская конфедерация, члены которой могут иметь свои правительства и государственные границы, но должны иметь единое законодательство в духе принципов мусульманского права, образ правления и жизни, основанный на Коране и хадисах.

     Концепция «всемирного исламского государства» не исключает создания региональных конфедераций мусульманских государств. Некоторые религиозные деятели выступают за создание на Ближнем и Среднем Востоке региональной «области ислама», включающей Ирак, Афганистан, Пакистан, даже среднеазиатские республики СССР и некоторые арабские страны.

     Все эти попытки являются не чем иным, как новыми направлениями панисламизма, сущность которого рассмотрим отдельно.

image