Воздействие религиозного фактора на международные отношения

     Движение мусульманской солидарности превратилось к началу 80-х годов в важный и влиятельный фактор международной жизни.

     Активная деятельность международных правительственных и неправительственных мусульманских организаций отражает сложный и противоречивый процесс национального возрождения в странах региона. На этот процесс воздействует обострение противоречий двух мировых социальных систем и внутренних классовых противоречий. К активной общественно-политической деятельности ныне подключаются все новые и новые слои общества, несущие с собой духовные и культурные традиции, нравы и обычаи прошлого, сформировавшиеся под господствующим влиянием религии, в частности ислама. Социально-экономическая отсталость молодых государств, многоукладный характер экономики, низкая грамотность населения (от 75 до 90%), патриархальные семейные и сословные отношения способствуют сохранению роли и значения религиозных институтов, догматов и представлений в общественно-политической жизни освободившихся стран. Характерной особенностью мусульманского движения является различие политических режимов, считающих себя мусульманскими. Преследуемые ими цели и задачи использования мусульманской идеологии нередко сильно различаются, а то и вовсе противоположны.

     Воздействие религиозного фактора на международные отношения также неоднородно и отражает интересы различных социальных слоев и политических групп. В Иране, например, «исламский фактор» способствовал усилению антишахской и антиимпериалистической тенденций в революции. Вместе с тем под знаменем ислама развернулась, например, бешеная кампания против революционного Афганистана. В Пакистане линия Зия-уль-Хака, направленная с начала 1979 года на «переустройство» существующей общественно-политической и экономической системы на исламской основе, служит укреплению крайне правых сил. В Египте исламом как идеологической ширмой пользуются антипатриотические паразитические слои буржуазии для усиления своих позиций и маскировки сепаратного сговора с Израилем и американским империализмом. В то же время лозунги ислама активно используются оппозицией во многих странах с консервативными режимами.

     На передовых прогрессивных позициях мусульманского мира стоят страны социалистической ориентации с революционно-демократическим строем, как НДРЙ, и национально-демократическим строем, как Алжирская Народная Демократическая Республика. Особое место занимают страны с ярко выраженным антиимпериалистическим режимом, как, например, Ливия.

     В Иране антимонархическая народная революция носила также антиимпериалистический, прежде всего антиамериканский характер. Следует отметить и военно-диктаторские режимы (Пакистан), и страны с правонационалистическими режимами (Египет), а также консервативные, преимущественно монархические режимы, представляющие собой своеобразный «союз» полуфеодальных элементов и финансовой олигархии (Саудовская Аравия). Правящие круги этих государств стремятся доказать, что ислам — не просто религия, а модель «третьего пути развития», который якобы способен обеспечить независимость от империализма. В этих целях они финансируют создание новых исламских экономических учреждений, например, беспроцентных банков, что преподносится как претворение в жизнь традиционных исламских моделей.

     Эти, в основном нефтедобывающие, государства, накопившие огромные богатства, пытаются в определенной степени взять на себя даже функции, которые считались раньше исключительной монополией Запада (предоставление займов «бедным» мусульманским странам для финансирования программ их экономического развития и т. п.). Так создается представление об «исламской солидарности», о том, что финансовая, экономическая и политическая стабильность якобы непосредственно связана с претворением в жизнь принципов ислама.

image