Устройство исламского государства

     В настоящее время в соответствии с конституцией высшая власть в исламской республике принадлежит «рахбару» (руководителю).

     Высшим органом законодательной власти является парламент-меджлис, который избирается прямым всеобщим тайным голосованием сроком на четыре года. Состав меджлиса определяется на основе представительства в нем депутатов от религиозных общин: из 270 мест, по конституции Ирана, подавляющее большинство их должно быть занято мусульманами, христианской общине отводятся три места, иудейской и зороастрийской общинам — по одному. В особо важных случаях допускается проведете референдумов.

     Главой государства является президент. Он избирается прямым всеобщим тайным голосованием сроком на четыре года и может переизбираться на второй срок. Он должен быть мусульманином и гражданином Ирана. Выборы президента происходят под контролем Совета охраны конституции.

     Правительство назначается премьер-министром и утверждается президентом. Оно должно получить вотум доверия в парламенте. Премьер-министр должен быть мусульманином, гражданином Ирана и иранцем по происхождению.

     Законодательная, исполнительная и судебная власть независимы друг от друга, и связь между ними осуществляется в соответствии с законами через президента республики.

     Гражданский кодекс, который являлся юридической основой правопорядка с 1906 года, отменен. Правосудие основано на шариате и подчинено Высшему судебному совету и прокуратуре. Духовенство выступает в качестве обвинителей и судей. Все их приговоры являются окончательными, обжалованию не подлежат и немедленно приводятся в исполнение. При вынесении приговоров, точно и недвусмысленно оговоренных в шариате, никакие смягчающие обстоятельства во внимание не принимаются. Апелляционные суды не предусмотрены. Женщинам выступать в роли судей запрещено.

     По конституции государственной религией страны является ислам шиитского направления, исповедуемый большинством населения. Однако она признает и другие религиозные секты ислама  и  четыре  суннитских  толка  (мазхаба),   которым позволено руководствоваться собственными религиозными принципами. Свобода вероисповедания предоставлена также представителям других религий, которые могут беспрепятственно создавать свою систему религиозного образования.

image