Усиление позиций шиитского духовенства

     С другой стороны, следует иметь в виду позицию Хомейни, которую он сформулировал следующим образом: «В исламском правительстве не может быть места каким-то особым мнениям или инакомыслию». Шиитское духовенство, выступающее от имени «скрытого имама», хотело бы стоять над президентом, над премьер-министром с его правительством, контролировать и направлять их деятельность. Например, ст. 87 Конституции Ирана дает «духовному вождю» шиитов право назначать главнокомандующего вооруженными силами, объявлять войну или заключать мир, накладывать вето на кандидатуры на пост президента. Она также обеспечивает ему беспрецедентное право лично утверждать президента после того, как он будет избран народом.

     В конституции нашли отражение взгляды духовенства на некоторые вопросы развития экономики «исламского государства», в том числе, определена общественная собственность, к которой относятся природные богатства страны, — подземные и морские ресурсы, леса, пастбища, реки, источники. Частная собственность в промышленности, сельском хозяйстве и торговле сохраняется, но ее размеры ограничиваются законом. Вместе с тем частная собственность может быть национализирована, если она наносит ущерб общественным интересам.

    Теоретики мусульманского духовенства считают, что структура промышленности Ирана, созданной при режиме шаха, а также направление развития экономики продиктованы прежде всего стремлением подражать Западу и не отвечают целям революции. Поэтому Иран отказывается от престижных, но не самых жизненно необходимых планов строительства 20 атомных электростанций, автострад высшего класса, метро в Тегеране и т. д.

     В области экономики духовенство выдвигает первоочередной задачей подъем сельского хозяйства, которое пока не обеспечивает потребности населения в продуктах питания.

     Политика нового режима в области торговли направлена на поощрение мелкой и средней торговой буржуазии, которая финансировала духовенство во время антишахской революции и продолжает финансировать в настоящее время. При этом широко пропагандируется идея о необходимости строить деловые отношения на добрососедских чувствах, доверии и глубоком уважении к мечети.

     В целом принятие новой конституции значительно усилило позиции шиитского духовенства Ирана и его контроль над всеми сферами общественной жизни.

image