Современное движение панисламизма

     В 50-х и 60-х годах движение панисламизма набирало силы. В значительной степени этому процессу способствовала обстановка, складывавшаяся на Ближнем и Среднем Востоке, где обострялась конфронтация арабских стран и международного сионизма в лице Израиля. Арабо-израильские войны вызвали исключительную активность широких мусульманских масс. В Индонезии, например, после англо-франко-израильской агрессии 1956 года лидеры мусульманских организаций провели по всей стране кампанию записи добровольцев из числа мусульманского населения для отправки на египетский фронт Борьба   против Израиля рассматривалась как «священная война» против сионизма, который был объявлен главным врагом ислама.

     В целом мусульманские лидеры в большинстве стран Азии и Африки, используя справедливое негодование и возмущение широкой мусульманской общественности, стремились воспользоваться благоприятной ситуацией для укрепления позиций мусульманских партий в политических и экономических структурах этих государств. Современное движение панисламизма несет в себе утопичную идею надклассового и даже надгосударственного единства мусульман. Идеологи панисламизма пытаются противопоставить мусульманское единство интересам трудящихся и всех наций в целом.

     Пропаганда идей мусульманства и панисламизма направлена на то, чтобы создать у верующих мусульман, и особенно у наиболее фанатичной и малограмотной части населения, впечатление о том, что только эти идеи ислама несут классовую гармонию, охраняют привычный правопорядок от «экспортированных» идей и происков «неверных». В демагогических целях «мусульманское единство» представляется в качестве основного средства устранения национальных преград на пути широкой демократизации общества мусульманских стран и дальнейшего углубления национально-освободительного процесса.

image
Уголовный закон Танзимата