Содействие духовенства прогрессу

     Вместе с тем, как показывает сравнительный анализ деятельности духовенства различных стран в экономической области, религиозные лидеры вынуждены учитывать объективную реальность капитализма и идти на то, чтобы в угоду финансово-промышленной и торговой буржуазии давать послабления некоторым жестоким установкам Корана, регламентирующим экономические отношения мусульман.

     Характерным примером содействия духовенства дальнейшему развитию капиталистических отношений в «исламском государстве» является отмена имеющегося в Коране запрета на ростовщичество (риба), поскольку сохранение такого запрета означало бы консервацию докапиталистических отношений в сфере общественного производства и серьезно затормозило бы развитие банковского кредита как условия функционирования капиталистических предприятий. В большинстве развивающихся стран торгово-ростовщический капитал играет роль решающего местного фактора, способствующего разложению традиционных феодальных отношений. Он преобразует крестьянское ремесленное производство в мелкотоварное и подчиняет его себе, тем самым способствуя формированию капиталистического уклада.

     События 1978—1980 годов в Иране дают возможность убедиться в том, насколько представления духовенства об «исламском государстве» соответствуют задачам национального развития и будут претворены в жизнь.

     Концепция «исламского государства» в определенной степени была разработана и воплощена в Каджарской конституции 1906 года и получила дальнейшее развитие в новой конституции Ирана 1979 года. Из этого документа, каждая статья которого пронизана духом исламской идеологии, следует, что жизнь иранского общества регламентирована Кораном. Мечеть является центром национальной жизни, а всеми социальными преобразованиями в стране руководит духовенство.

image