Рождение концепции исламского государства

Надо отметить, что представление о государственном устройстве, базирующемся на принципах ислама, сформулированных в Коране и других основополагающих священных книгах, зародилось у мусульманских лидеров еще на ранней стадии распространения этой религии. Многие политические системы    мусульманского    мира,    начиная    с    халифата (VII—XIII вв.), в разные эпохи использовали идеологию ислама и его нравственно-этические и правовые нормы, однако экономические отношения в этих государствах складывались и развивались так же, как и в государствах христианского мира, в соответствии с объективными закономерностями мирового общественного развития. Более того, ислам, являясь наиболее догматичной религией, отражающей идеологию феодальных и торгово-промышленных кругов, стремился законсервировать и сохранить правовые и религиозно-этические нормы рабовладельческого, затем феодального строя неизменными в рамках зарождавшихся капиталистических отношений. Поэтому, несмотря на усилия духовенства по созданию «исламского государства», политические системы в мусульманских странах развивались в соответствии с особенностями существующей общественно-экономической формации. В этой связи заявления современных теоретиков концепции «исламского государства» о том, что оно не должно быть «ни капиталистическим, ни социалистическим», представляют собой попытку создать иллюзию реализации исламских принципов справедливости и равенства в государстве, где экономические отношения развиваются по капиталистическому пути.

     Концепция «исламского государства» применительно к капиталистической общественно-экономической формации возникла почти одновременно в ряде стран (колониальной Индии, Иране и др.) в середине XIX века. Наиболее глубоко и полно такая концепция была разработана иранским духовенством, стремившимся на всем протяжении периода существования шиизма к ликвидации светского правления во всех его проявлениях.

     По их мнению, высшая власть в «исламском государстве» должна принадлежать совету религиозных лидеров, которому подчинен двухпалатный парламент. Верхняя палата должна состоять только из духовенства, а нижняя — из светских политических деятелей. Правительство формируется из членов нижней палаты.

    Парламент не должен иметь законодательной функции, поскольку «законы для исламского государства уже даны в Коране».

     Парламент будет выполнять роль связующего звена между правительством и советом религиозных лидеров. Все органы власти должны руководствоваться положениями Корана, а судопроизводство должно отправляться мусульманскими законоведами в сочетании с предписаниями шариата.

     Для обоснования такой структуры высших органов государства мусульманское духовенство заявляло, что основой исламского общества должна быть конституция, разработанная на основе Корана, а «исламское государство» должно быть его стражем. «Если что-нибудь не имеет основы, — говорится в Коране, — оно неизбежно погибнет, а если что-либо не охраняется, то оно может быть разрушено и уничтожено». Толкуемая таким образом связь религии с государством означает утверждение теократии как идеальной формы «исламского государства».

image