Реакционное воздействие ислама

     Одновременно в национально-освободительном движении просматривалась тенденция реакционного воздействия ислама. Реакционное духовенство, занимавшее высокие посты в Османской империи, выступило против национально-освободительного движения в странах с нетурецким населением, против ликвидации империи. Мусульманское вероучение приобрело значение главного идеологического обоснования правомерности султанского режима и связанных с ним прерогатив высшего духовенства (государственные функции шейх оль-ислама, вакуфное имущество, суд, нотариат, школа). Ввиду этого становление национальных государств, возникших на развалинах Османской империи, происходило в борьбе против использования ислама в политических целях.

     В Марокко французские империалисты и их союзники из числа местных крупных землевладельцев и глав мусульманских братств использовали религиозные лозунги для борьбы с национальным движением. Дервишские ордена, сплотившись вокруг Партии исламского единства, пытались отвлечь народные массы от борьбы за национальные интересы.

     Освободительная борьба бенгальцев Восточного Пакистана в 60—70-х годах за образование независимого государства встретила яростное сопротивление со стороны правого духовенства, мусульманских партий и лидеров Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии и других мусульманских стран, которые выступили впоследствии против признания Бангладеш. Империалистические государства встали на сторону реакционных мусульманских сил и оказали им политическую поддержку в международных организациях.

image