Развитие религиозных связей

     Определенную положительную роль в национально-освободительном движении сыграло паломничество мусульман в Мекку, поскольку оно служило средством поддержания контактов между мусульманами различных стран, искусственно изолированных друг от друга колонизаторами. Хадж способствовал становлению и развитию организованного мусульманского движения, так как во время паломничества в Мекке ежегодно собирались десятки тысяч мусульман со всех стран, в том числе руководители национально-освободительных движений. Панисламисты в свою очередь использовали хадж для проведения различных международных конференций и съездов.

     Бурные политические события в странах Ближнего Востока в 20-х годах, особенно крушение Османской империи, способствовали дальнейшему расширению и углублению процесса национального пробуждения, вовлечению все более широких масс, в том числе студентов из других стран, в борьбу за свободу и независимость против колониализма. В октябре 1925 года индонезийские и малайские студенты при каирском богословском университете «Аль-Азхар» создали религиозную общественно-политическую организацию под названием «Общество шариата яванских студентов при Аль-Азхаре», которая, занимаясь вопросами политики и религии, выдвигала на первый план совместную борьбу против английских и голландских колонизаторов на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. На страницах журнала «Серуан Азхар» («Голос Азхара») поднимались вопросы необходимости активизации национально-освободительного движения за политическую независимость. Во многих мусульманских странах Азии и Африки в тот же период были созданы религиозные партии и организации освободительного, антиимпериалистического характера.

     Таким образом, паломничество, учеба в арабских религиозных центрах и другие факторы содействовали развитию не только религиозных связей, но и сплочению народных масс в национально-освободительной борьбе против колониализма.

image
Всеиндийская мусульманская лига, индусско-мусульманская розня