Особенности исламского социализма

     Важнейшей особенностью «исламского социализма» является полное отрицание классовой борьбы, вытекающее из положения о братстве всех мусульман. «Исламский социализм» хотя и не дает бедным права посягать на богатство собственников, но «ограничивает богатых тем, что в соответствии с Кораном обязывает помогать обездоленным, выделяя в их пользу часть капитала», — заявляют сторонники данной теории. По словам лидеров ислама, их «социализм представляет собой такое гармоничное сочетание противоречивых интересов общества, при котором благополучие большинства может быть достигнуто без лишних и тяжелых испытаний, обычно связанных с экспроприацией какого-либо класса или группы населения». Подобно буржуазным экономическим теориям, «исламский социализм» подменяет противоречия между трудом и капиталом противоречиями между потребителем и производителем и рассматривает последнее как основной источник классовых антагонизмов.

     Авторы современных теорий «исламского социализма» разрабатывают принципы «особой» исламской экономики. Исламская концепция потребления в целях более интенсивного развития стран выдвигает идею самоограничения в качестве важнейшего двигателя общественного прогресса.

     Экономика в теории «исламского социализма» рассматривается как сочетание частного предпринимательства с государственным управлением, призванное обеспечить благосостояние некоего «среднего класса». Согласно этой теории, в Коране якобы уже содержатся такие экономические принципы, которые гарантируют удовлетворение потребностей неимущих на среднем уровне, а также ограничение доходов имущих, чтобы они не поднимались над ним. Исламская экономика характеризуется как «единственная в своем роде», которая обеспечивает легкий и реальный путь развития, поддерживает равновесие между трудом и капиталом. Она противопоставляется «двум экстремистским системам»: капитализму и коммунизму. При этом  признается  основное  право человека —  «право частной собственности при условии, что в руках одного не будет сосредоточиваться такое количество материальных благ, которое может стать средством эксплуатации других людей».

     Таким образом, анализ содержания теории «исламского социализма» свидетельствует о стремлении мусульманских идеологов разработать оптимальный вариант экономического и социального развития своих стран путем соединения приемлемых, с их точки зрения, принципов капитализма, социализма и ислама. В основе «исламского социализма» лежат представления о такой социальной системе, при которой должны сохраняться и частная собственность, и право государства на ее ограничение, частное предпринимательство и государственный контроль, что практически мало отличает исламскую экономику от капиталистической. Все эти принципы и понятия, как правило, вкладываются в привычную для малограмотного населения религиозную терминологию и, по сути, призваны лишь прикрыть капиталистический путь развития.

     В теории «исламского социализма» отражаются мелкобуржуазные, демагогические и утопические идеи, согласно которым интересы «исламского социалистического государства» соответствуют интересам всех мусульман данного государства. Поскольку «благо всех является высшей целью как рабочих, так и промышленников», то трудящимся якобы нет необходимости вести борьбу за свои права. Таким образом, вся проблема сводится к установлению «добрых» взаимоотношений между предпринимателями и трудящимися. Как видно из анализа теории «исламского социализма», она тесно переплетается с западной буржуазной доктриной «человеческих отношений», которая ставит целью скрыть истинные причины классовых противоречий. Идея «исламского социализма» в некоторых освободившихся странах всячески пропагандируется и пользуется большой поддержкой со стороны правящих классов. Часто буржуазия одобрительно воспринимает некоторые положения теории «исламского социализма», поскольку религиозный подход к социально-экономической организации общества позволяет подвести религиозную основу под буржуазные законы и представить их как выражение власти, «переданной богом», подчинение которой является не только гражданским, но и самое главное — исламским долгом.

image