Направления религиозно-националистических теорий

     В современных религиозно-националистических теориях можно выделить два основных направления, определяющих место религии в общественном развитии стран Азии и Африки.

     Первое направление — традиционалистское. Оно наиболее консервативно и реакционно; враждебно антифеодальной и антиимпериалистической направленности национализма угнетенных наций; основано на идеализации и абсолютизации институтов и представлений феодального прошлого; ставит религию над национальной общностью и стремится подчинить религиозным догмам общественное развитие в целом, причем отрицает право на реформирование этих догм. Его идеологами преимущественно выступают представители высшего духовенства, стремящиеся сохранить свои феодальные привилегии и свою монополию на трактовку вопросов морали. В этом случае речь идет лишь о мнимом возврате к прошлому, так как, по существу, проповедуется один из вариантов капиталистического развития, но такой, который в наибольшей степени отягощен пережитками докапиталистического прошлого. Именно консервативность религиозного традиционализма широко используется империалистическими кругами и реакционными националистическими группировками в качестве идейного барьера от влияния идеологии социализма.

     Второе направление — модернистское. Представляет собой религиозную форму буржуазного национализма и выступает как весьма специфическое явление, суть которого заключается как в апологии самой религии, при ее обязательной модернизации, а также в использовании реформированных религиозных принципов для обоснования буржуазных по своему содержанию идей. В такой форме могут выступать и действительно выступают в настоящее время буржуазные и мелкобуржуазные националистические идеологии различных оттенков. Общим для всех этих идейных концепций является то, что религия выступает как главное средство национальной и государственной интеграции; модернизированные религиозные институты рассматриваются как важный фактор стимулирования активности масс на пути капиталистического развития.

     Наряду с рассмотренными направлениями существуют многочисленные светские, буржуазные и мелкобуржуазные мусульманские теории общественного развития, опирающиеся на религиозные каноны. Для них, в частности, характерно стремление к синтезу буржуазных идей и представлений с религиозными традициями. Они пытаются избежать противопоставления модернизации общественной структуры и политической организации стран Азии и Африки существующим традициям. При этом религия выдвигается в качестве одного из компонентов национального общественного прогресса. Происходит как бы искусственное объединение двух противоположных тенденций: с одной стороны, разрушение в ходе формирования националистических теорий традиционных представлений, связанных с идеализацией добуржуазных институтов (поскольку задачи преодоления средневековой отсталости еще полностью не решены), с другой — интеграция в эти националистические теории тех религиозных традиций, которые могут служить средством мобилизации масс вокруг программ общественного развития.

image