Концепция “сила — это право”

     Мусульманские идеологи подчеркивают демократичность ислама, признающего равенство людей перед аллахом: все люди имеют к аллаху одинаковый доступ и преимуществ не получает даже духовенство. Ислам повелевает решать государственные дела на основе древней традиции — «шуры» (т. е. прибегать к консультациям), выбирать глав государств, критиковать их. Выступая на организованной в 1978 году в Карачи конференции «Ислам — живая демократия», представитель Саудовской Аравии сказал, что при выработке исламской конституции надо помнить слова первого избранного главы мусульманского государства А. Бакра, ученика пророка, который, приступая к исполнению своих обязанностей, сказал: «Братья мои, я не самый лучший среди вас, поэтому мне нужны ваши советы и ваша помощь. Если я буду делать хорошо, поддержите меня, если я ошибусь, исправьте меня. Верующие всегда должны говорить правду в глаза правителю. Скрывать его недостатки значит совершать предательство. Для меня все сильные и слабые равны, я хочу быть справедливым и к тем, и к другим. Подчиняйтесь мне так же, как я подчиняюсь богу и его пророку. Если же я нарушу законы бога и его пророка, то я потеряю право на ваше подчинение».

     Если в первое время основной упор деятельности по созданию исламского государства приходился на обсуждение самых общих принципов, лежащих в основе этого процесса, то со второй половины 70-х годов мусульманские богословы делают попытки конкретных разработок проектов по унификации законодательства в соответствии с шариатом, по кодификации исламских законов, создаются образцы исламской конституции, пригодной для всех стран «исламского содружества». В основе разрабатываемой ОИК модели исламского государства лежат следующие принципы:

1.  Человечество — единая семья, все равны перед богом и перед законом, не должно существовать никакой дискриминации (расовой, кастовой, религиозной, политической, языковой и т. д.).

2.  Превыше всего должны стать интересы человечества в целом, ни одна нация не должна исходить только из своих интересов, а учитывать нужды и интересы всех людей. Концепция «сила — это право» должна уступить место концепции «право — это сила».

3.  В основу равенства должна быть положена справедливость, исходящая из уважения к человеку и закону.

image