Использование идеологии ислама в политических целях

    Учитывая существующие религиозно-националистические теории, политические деятели развивающихся стран мусульманского мира уделяют серьезное внимание использованию идеологии ислама в политических целях.

     Правящие классы и консервативное духовенство во многих освободившихся странах, будучи не в состоянии запретами и репрессиями сдержать проникновение идей научного социализма, в своей пропаганде делают главную ставку на растворение и выхолащивание главных положений научного социализма и его умышленное смешение с религиозными догмами ислама. Так появились на свет многочисленные разновидности «исламского социализма», которые объявляют научный социализм неприемлемым для мусульман из-за его атеистичности и материалистичности, которые якобы поддерживают в человеке «плотские стремления».

     По их утверждениям, «исламский социализм», напротив, укрепляет в личности прежде всего духовные начала: душу, веру, разум, поведение. Мусульманское духовенство характеризует свой социализм следующим образом: «Наша идеология призвана установить в обществе духовное согласие, справедливость и равенство всех мусульман, не уничтожая индивидуализма, личной инициативы, которая основывается на частной собственности — священном праве человека». Однако при этом имеется в виду только духовное равенство людей перед богом, следовательно, принципы равенства и справедливости относятся исключительно к нематериальному миру. Идеал равенства в теории «исламского социализма» означает не полное уравнивание, а «равенство братьев», несмотря на различие в материальном и общественном положении. Имущественное неравенство, согласно теории «исламского социализма», неизбежно, поскольку люди не равны в своих способностях. Здесь мусульманские теоретики «исламского социализма», как и западные буржуазные идеологи, проповедуют естественный характер экономического, а следовательно, и социального неравенства. Отсюда, как и у западных теоретиков, у «исламских социалистов» явное стремление узаконить деление людей на эксплуататоров и эксплуатируемых и насаждать между ними «классовый мир».

     Идеологи «исламского социализма» постоянно подчеркивают несхожесть мусульманской «социалистической» собственности с частной собственностью капитализма, порождающего анархию производства, «абсолютно общественной» собственностью социализма, уничтожающего здоровую конкуренцию, требующего коллективного планирования, но подавляющего частную инициативу. Давая характеристику планам создания «исламского социалистического общества», мусульманское духовенство заявляет, что исламское общество будет отличаться от капиталистического тем, что там будет предоставлено широкое поле деятельности государственному сектору, в то же время оно будет отличаться от коммунистического тем, что будет признана частная собственность на средства производства.

image