Ислам как фактор политической и идеологической борьбы

     Идеи национального освобождения, захватившие колониальные страны Азии после победы  Октябрьской социалистической революции, вызвали активизацию борьбы миллионов угнетенных в мусульманских странах против неравноправия и эксплуатации. По мере усиления антиколониального движения ислам приобретал утраченную прежнюю активность и стал одним из факторов политической и идеологической борьбы.

     В последние годы религия заняла особое место в идеологической борьбе за выбор пути развития молодых освободившихся стран. После завоевания ими независимости к политической жизни приобщились огромные массы населения. Преднамеренное обращение к религии буржуазных и мелкобуржуазных политических лидеров во многом определяется их стремлением использовать ее в качестве эффективного средства мобилизации масс вокруг конкретных политических лозунгов, имеющих, по сути, светский характер и непосредственно связанных с задачами общественного развития стран Азии и Африки. Это своеобразное соединение религии с буржуазным национализмом приобретает различные формы. В ряде случаев сохраняется религиозная оболочка, в других из ислама берутся только некоторые, наиболее привлекательные для масс положения.

     Поскольку в глазах угнетенных народов ислам с его идеями «равноправия» и «братства» мусульман в определенной мере выступал как символ единства, братства и былого величия мусульманства, он способствовал объединению широких масс на борьбу против колонизаторов. Учитывая это, буржуазно-националистические руководители национально-освободительных движений использовали его как наиболее эффективное средство мобилизации широких масс мусульман. При этом представители демократических слоев и мелкобуржуазной интеллигенции в борьбе за политическую независимость своих стран опирались на прогрессивно настроенную часть мусульманского духовенства, которая в свою очередь рассчитывала занять в будущих независимых государствах соответствующее положение и тем самым ослабить роль и влияние реакционной элиты духовенства, связанной с феодально-монархическими кругами и колонизаторами.

     Использованию идеологии ислама и участию мусульманского духовенства в национально-освободительном движении стран Азии и Африки способствовало также то, что в большинстве случаев это движение возглавлялось национальной буржуазией и непролетарскими партиями, которые в силу своей социальной природы сами являются носителями идеалистического мировоззрения.

image
Возврат утраченных позиций английского империализма