Экономическая система исламского государства

     Экономическая система «исламского государства», по замыслам исламского духовенства, должна быть «свободна от классовых конфликтов» и направлена прежде всего на развитие мелкого предпринимательства в различных отраслях.

     Хомейни считает, что земля и весь мир находятся в абсолютной собственности бога, с другой стороны, земля и ее плоды находятся в распоряжении отдельных людей. Бог создал Землю и вручил ее людям. Бог разрешил людям преобразовывать, приобретать и превращать землю в собственность (при определенных условиях и ограничениях), с тем чтобы они возделывали и преобразовывали ее себе на пользу. Хомейни полагает, что «земля и окружающий мир делятся на два вида:

1) государственная собственность, т. е. неосвоенные и неприобретенные никем земли;

2) личная собственность, т. е. освоенные и приобретенные земли, которыми владеют отдельные люди». На основе этих видов собственности создается бюджет страны, состоящий из двух частей — «государственная собственность, именуемая «казной» имама, и национальная собственность, являющаяся казной мусульман».

     Государственная собственность, по Хомейни, состоит из собственности, данной богом, и собственности в виде хумса (20-процентного мусульманского налога). К собственности, данной богом, он относит неиспользованные земли, горы, моря, реки, землю и имущество, завоеванные у «неверных», и др. Другой вид собственности создастся путем взимания налога с разработки полезных ископаемых, добытых из моря неживых предметов, таких как жемчуг и др., со сделок на землю, заключенных неверными с мусульманами, с любых получаемых доходов.

     Национальную собственность составляет закят — особый вид налога, взимание которого определяется исламскими правилами. Исламское правительство использует эти виды собственности по своему усмотрению для создания государственного аппарата, армии и удовлетворения нужд населения. Государственный сектор, включающий национализированные тяжелую промышленность, банки, страховые и авиационные компании, внешнюю торговлю, должен служить основой экономики. Банковская система должна быть реорганизована на исламских принципах, а ее функционирование должно находиться под жестким контролем со стороны духовенства. (Суть реорганизации должна состоять в провозглашении формального отказа от прямых прибылей, получаемых от взимания ссудного процента. В соответствии с Кораном можно брать только небольшой процент на покрытие эксплуатационных расходов, на оплату персонала, на аренду зданий, земельных участков и т. п.) Банки в свою очередь не должны платить вкладчикам процентов по вкладам, но они могут получать прибыли от инвестиций. В таком случае прибыль будет рассматриваться не как ссудный процент, а как доход от дозволенного, согласно мусульманским законам, участия на правах партнерства. (Например, когда один из партнеров участвует в совместном предприятии своим капиталом, а другой — своим трудом и квалификацией.) Страховые компании должны быть реорганизованы и действовать на кооперативных началах.

image