Двойственная роль ислама

     В ходе борьбы народов Азии и Африки за свою политическую и экономическую независимость ислам сыграл двойственную и противоречивую роль. Эта двойственность определялась не существом ислама как религии, не положениями Корана, а теми политическими силами, которые использовали ислам и духовенство для достижения своих целей. Соответственно и мусульманское духовенство также сыграло двойственную роль и принимало активное участие в использовании ислама как в прогрессивных, так и в реакционных целях.

     На раннем этапе национально-освободительного движения антиимпериалистические выступления нередко проходили под лозунгами ислама, так как религия представляет собой наиболее распространенную и подчас единственную форму общественного сознания в мусульманских странах. Она отражала уровень социально-экономического и культурного развития стран, в которых сохранились феодальные, а местами родоплеменные отношения. Кроме того, у народов освободившихся стран наряду с исламом традиционные верования служили символом национальной самостоятельности и противопоставления христианству — религии западных колонизаторов.

     Национальная буржуазия и прогрессивная часть духовенства, борющиеся за развитие и укрепление национальной экономики, активно использовали возможности ислама для вовлечения народных масс в борьбу с колонизаторами, однако только в пределах достижения своих классовых интересов. Руководители национально-освободительных движений облекали обычно идеи антиколониализма в различные религиозные формы, используя религиозные лозунги, которые были более понятны и близки для каждого мусульманина.

     Таким образом, ислам в известной степени способствовал росту антиколониализма и антиимпериализма. Он стал одним из важных компонентов идеологии национально-освободительного движения и тем самым повлиял на идейные взгляды многих его лидеров (Сукарно, Бумедьен, Каддафи).

image